Развивающая
среда
по
сенсорному воспитанию
в
I
младшей группе ДОУ №14 "МИР"
Воспитатель: Корнийчук В.А.
Период
дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.
От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного,
физического, эстетического воспитания детей.
Первоначальной
ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно
накапливается в раннем детстве. В этом возрасте при соответствующих условиях у
ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений.
Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера.
Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства,
зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст
раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Видный ученый Н.
М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Значение сенсорного развития довольно велико, оно является основой для
интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка,
полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность,
является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку
возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной
деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на
развитие зрительной, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное
воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей
сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и
восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о
предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.
В период раннего детства маленький человек
активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка
ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.
Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому
обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную
атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом
приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Зона двигательной активности
Потребность в движении является важной
задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи,
гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения
подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики
и гимнастики пробуждения – флажки, погремушки.
Зона игровых двигательных модулей
В зоне игровых двигательных модулей собраны
технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут
катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые
автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал
разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для
обыгрывания.
Игровой центр «Жилая комната»
Основной вид деятельности наших малышей —
игровой.
В центре «Жилая комната» собраны
игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только
знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем
переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.
В «Жилой комнате» имеются наборы посуды
основных цветов
Центр «Песок-вода»
Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в самодеятельной игре –
экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя
игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных
предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме,
величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.
Малыши любят такие игры.
Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно
закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д.
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней
раскованности малыша. Центр располагается так, что дети могут к нему подходить
со всех сторон.
Развивается
сенсорное представление в центре воды и песка, играют в следующие игры: «Найди
шарик», «Найди кубик». Дети самостоятельно прячут предметы и с радостью ищут их. Также играют в
центре воды и песка с большими и маленькими игрушками. Можно проводить с детьми
игры с тазами разного цвета. Воду наливают в тазы разного цвета. Ребята пускают
в зеленый тазик больших рыбок, а в
красный тазик маленьких. Дети сравнивают на ощупь песок, пшено, рис, фасоль, горох. Они
замечают, что все (камешки) разного размера, играя с песком дети пересыпают
его, делают из него постройки.
Дидактический стол
Дидактический стол является частью развивающих игр. Он используется для проведения игр-занятий с
небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных
способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняется, ведь
оборудование дидактического стола очень мобильно.
Центр развивающих игр
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия,
мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши
разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида,
сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по
разным темам, настольно-печатные игры, насетнное панно с геометрическими
фигурами.
Центр развития мелкой моторики
Для развития мелкой моторики создана зона сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: игрушки-шнуровки разного вида, дидактическое панно с пуговицами, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий