Чудесный
мир живописи Ивана Шишкина
К 185-й годовщине
со Дня рождения художника
«Шишкин - художник
народный. Всю жизнь он изучал русский,
преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу,
русскую глушь. Это его царство и тут он не имеет соперников.
Он единственный».
В.В. Стасов
В
сокровищнице русского искусства Ивану
Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Произведения
выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи,
обрели огромную популярность. «Лесной
царь» — так называли Шишкина его друзья, поклонники и критики, потому, что он,
как никто, знал, умел и любил рисовать лес и его обитателей. Специально для детей Иван Шишкин не писал, но на его картинах дети учатся знакомиться с
природой родного края, описывать картины природы, обращая внимание на подбор
красок, время года. «Если дороги
нам картины природы
нашей дорогой и милой
родины Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к
изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные
тихой поэзии леса. Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного
искусства, что их ничем и никогда оттуда не выкорчевать!» - так писал Шишкину
его друг Васнецов.
Перед дошкольным воспитанием стоит
важная задача - научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения
изобразительного
искусства. Типовая образовательная
программа дошкольного образования «От рождения до школы», по которой работают
дошкольные образовательные учреждения города,
рекомендует знакомить
воспитанников с разнообразными видами
изобразительного искусства, в том числе и с живописью, произведениями живописи,
знакомить с творчеством художников. Восприятие картины -
это познание художественного образа, возникающего в голове ребенка, которое
может приближаться к образу, созданному художником. На целостное восприятие
художественного образа влияют умения детей воспринимать и оценивать
действительность, понимать образ при помощи взрослых, фантазировать,
рассказывать, объяснять увиденное. Приобщение ребёнка к духовным ценностям
формирует уровень культуры, воспитывает нравственные качества личности. Связное
и последовательное изложение тесно связано с логическим мышлением и является
одним из важных показателей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
В
ДОУ № 14 «Мир» создана мини-галерея, в которой собраны
картины известных художников: И. Репина. А. Саврасова, В. Васнецова, И.
Шишкина. Опыт показывает, что уже
старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров:
портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину. Картины в галерее мы применяем для уточнения действительности, для
пояснения средств и способов изображения, эмоциональной передачи образа.
Нам, педагогам, необходимо развивать в
ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь. Следует помнить,
если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании
красоты, то, как считают психологи, в ребёнке формируется «инфантильная
восторженность».
Педагогами Глыгой Н.И., Шишаловой Л.И. был проведён
ряд занятий по знакомству с
пейзажами русского художника Шишкина.
Позднее детям предлагалось самим воспроизвести увиденные пейзажи родного края
на занятиях по
художественно-эстетическому воспитанию.
«Каждый ребенок - художник. Трудность в том,
чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» - говорил Пабло Пикассо.
Можно
смело сказать, что произведения Ивана Шишкина
помогают сформировать у детей восприятие художественного творчества,
воспитать интерес к живописи, понимать красоту и величие природы,
художественный вкус.
Комментариев нет:
Отправить комментарий